Зубрёжка
1
Представьте, что вам необходимо запомнить несколько регионов и их столицы с запада на восток. Мы будем использовать следующий метод, чтобы запомнить регионы и их столицы:
- С точки зрения метода зубрежки, мы постоянно повторяем информацию до тех пор, пока она не осядет в памяти. Подобное повторение способствует формированию в мозге новых связей и шаблонов, позволяющих воспроизводить то, что вы запомнили. Как говорят психологи: «Противодействующие нейроны взаимодействуют».
2
В некоторых случаях метод зубрежки эффективнее, нежели все остальные. Заучивание посредством повторения позволяет мозгу сформировать необходимые для воспроизведения заученной информации взаимосвязи.
- Метод зубрежки эффективен для выполнения задач, связанных с ручной работой или заучивания коротких списков, например, списка покупок, последовательности действий при включении двигателя автомобиля, или способа погладить рубашку.
- Метод зубрежки не очень эффективен для заучивания большого объема разнородной информации или единичных сложных компонентов, например, элементов периодической таблицы Менделеева слева направо, сущности диалектического материализма или составляющих двигателя автомобиля.
3
Составьте перечень того, что вам необходимо запомнить. Проверьте, чтобы список был полным и отражал необходимую вам последовательность.
4
Начните тренировку с чтения того, что вам необходимо выучить. Просто читайте и перечитывайте список. В случае с нашим примером, просто прочтите несколько раз названия регионов и их столиц.
5
Тренируйтесь воспроизводить прочитанное, не подглядывая в записи.Попробуйте закрыть список листом бумаги и перечислить все, что в него входит. Попробуйте перечисление по частям или целиком – получится ли у вас вспомнить последние несколько пунктов?
- Поначалу у вас может быть много ошибок – не расстраивайтесь по этому поводу! Ваш мозг еще только привыкает к такому типу работы. Продолжайте тренироваться, и через несколько минут вы сможете запомнить все, что выучили.
Заучивание по частям
1
Предположим, вам необходимо запомнить, какие страны входят в Совет Безопасности ООН. Эти 10 стран можно классифицировать несколькими способами.
2
В каких случаях эффективно заучивание по частям. Заучивание по частям помогает в тех случаях, когда необходимо запомнить предметы или понятия, состоящие из более мелких частей в определенном порядке. В нашем примере можно разделить страны по континентам; элементы периодической таблицы можно разделить по типам; а если вам нужно заучить, из чего состоит двигатель автомобиля, можно разделить его на подсистемы (подача топлива, двигатель, выхлопная система и электрика).
- Если вы когда-либо пытались запомнить номер телефона, возможно, вы обратили внимание на то, как мы их записываем – цифры комбинируются таким образом, чтобы номер было проще запомнить по частям. К примеру, телефонный номер Белого дома (202) 456-1111 легче запомнить как последовательность из трех цифр – 202, 456 и 1111 – нежели как одну сложную цифру – 2 024 561 111.
- Заучивание по частям не очень эффективно для больших и сложных вещей и понятий, которые непросто разделить на части. К примеру, сложно представить себе, как можно использовать этот метод для того, чтобы выучить понятие «гражданское право», определение государственности или список похожих номеров телефонов.
3
Разбейте то, что вы хотите выучить, на несколько более мелких и более легких для запоминания частей. Поскольку вам необходимо выделить более мелкие части из крупной, лучше всего данная стратегии работает в отношении предметов или понятий, легко поддающихся классификации или делению по определенной схеме.
4
Тренируйтесь извлекать из памяти отдельные более мелкие части информации. В случае с нашим примером Совета Безопасности ООН, можно попытаться перечислить континенты, а затем уже страны, которые к ним относятся.
5
Тренируйтесь собирать все части вместе. Отработка каждой отдельной части – это только начало. Для того чтобы полностью выучить информацию с помощью этого метода, вам необходимо пройтись по всему списку целиком. Попытайтесь перечислить весь список, не подглядывая в записи. Какую часть этого списка вы уже смогли запомнить?
Объединение предметов или понятий в одно предложение или концепцию
1
Предположим, вам необходимо заучить список покупок. В ваш список входит масса разнородных предметов, мало друг с другом взаимосвязанных.
2
В каких случаях эффективно объединение понятий? Если вам необходимо запомнить большое количество предметов, данная методика будет просто неподъемной. Именно поэтому метод объединения понятий наиболее эффективен в случае небольшого списка из труднозапоминающихся предметов или понятий.
- Объединение отлично работает в случае с ограниченным количеством объектов списка, имеющих слабую взаимосвязь друг с другом (к примеру, список дерево, птица, клавиатура, бутылка). Применить стратегию заучивания по частям в данном случае сложно, поскольку невозможно выделить конкретные категории, по которым можно было бы разбить список.
3
Составьте предложение или зрительный образ, состоящие из всех тех предметов или понятий, которые вам нужно запомнить. Это самая веселая часть данного метода: чем более нелепым или бредовым будет ваше предложение или образ, тем легче вам будет его запомнить. Например,
- Ореховое масло и сэндвич из кофейных зерен обернуты интернет-кабелем и закреплены отверткой.
4
Повторите и заучите предложение или описание образа, а затем потренируйтесь извлекать из этого предложения или образа то, что вам необходимо запомнить. Данное предложение или образ используется как ключ к тому, чтобы вспомнить все необходимые предметы.
Ореховое масло и сэндвич из кофейных зерен обернуты интернет-кабелем и закреплены отверткой
=
Ореховое масло, кофейные зерна, хлеб, кабель для интернета, отвертка
Мнемотехника
1
Представьте, что вам нужно выучить основы тригонометрии.Предположим, что в рамках этого задания, нам необходимо выучить вычисление синуса, косинуса и тангенса с помощью угла при основании равноправного треугольника.
2
Изучите метод мнемоники. Мнемоника - это просто забавное слово, с которым вы, возможно, знакомы еще с младших классов. Если вы когда-либо использовали «Каждый охотник желает знать…» для запоминания цветов радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый и так далее), значит, вы пользовались методом мнемоники.
3
В каких случаях эффективная мнемоника. Если вам нужно запомнить больше предметов, чем можно уложить в простое предложение или фразу, этот метод будет сложно применим. Именно поэтому, мнемотехника используется в тех случаях, когда у вас ограниченный набор предметов или понятий для запоминания. Мнемотехника наиболее эффективна при запоминании списка слов, но мало эффективна при запоминании длинных организованных списков, например, номеров телефонов или цифр, входящих в значение числа пи.
4
Создайте мнемоническую схему. Мнемоническая схема – это просто "ключевое" предложение или фраза, помогающие запомнить необходимые предметы или понятия. К примеру, можно выдумать простое и ничего не значащее слово.
5
Тренируйтесь в запоминании мнемонической схемы и тех предметов, которые в ней зашифрованы. Ваша мнемоника – это ключ к вашей памяти. Закройте список листом – сможете ли вспомнить, что именно зашифровано в мнемонике?
Запоминание посредством ассоциаций
1
Предположим, вам необходимо заучить компоненты затвора кольта 1911. Начиная с фронтальной части назад, список для запоминания будет выглядеть следующим образом:
- затвор
- направляющая втулка
- втулка
- боек
- извлекатель гильз
- курковый упор
2
Изучите механизм действия ассоциативного метода. Человеческий разум очень хорошо воспринимает ассоциации. И эта способность настолько развита, что ее действие распространяется и на запоминание предметов и понятий. С этой целью вам необходимо совершить воображаемое путешествие или прогулку и создать ряд ассоциаций для всех требующих запоминания предметов или понятий. Подобная воображаемая прогулка позволит вам закрепить эти ассоциации в памяти.
3
В каких случаях эффективен ассоциативный метод. Ассоциативный метод очень эффективен, особенно, если у вас развито воображение. На протяжении всей истории человечества люди использовали для обращения к памяти ассоциативный метод в разных его вариантах (например, прогулка по воображаемому дому или описание воображаемой комнаты, или чтение воображаемой книги).
- Лучше всего для ассоциаций подходит информация, которую легко разделить на части и организовать в пространстве – например, строфы стихотворения, части механизма или процесс приготовления яичницы.
- То, что сложно разделить на части, менее пригодно для применения данного метода – например, основная идея такого направления в искусстве, как абстрактный экспрессионизм, история войны Алой и Белой Розы или последовательность шагов при ухаживании за кем-либо.
4
Представьте себе набор вторичных воспоминаний и проведите ассоциацию между ними и тем, что вам необходимо запомнить. Вы будете использовать свои вторичные воспоминания как "ключ" к тому, что вам нужно запомнить.
- Именно поэтому, если перед вами список разрозненных предметов или понятий, вам будет сложнее вызвать у себя ассоциацию с "ключевыми" вторичными воспоминаниями. С точки зрения нашего примера, мы можем просто представить крошечного человечка, обходящего затвор 1911 со всех сторон.
5
Порепетируйте прогулку по своей ментальной карте и обращение ко всем тем предметам и понятиям, которые вас требуется запомнить. Это может быть настолько захватывающе и интересно или же настолько просто для запоминания, насколько вы сами того захотите. К примеру, в нашем случае крошечный человечек может пройти сквозь затвор 1911 со словами:
- "Сначала нам на пути встречается направляющая втулка, а внутри нее мы видим выглядывающую втулку. Позади втулки выглядывает патронник, а пройдя чуть дальше я вижу крохотное отверстие, сквозь которое можно увидеть боек. Слева же от него с краю от затвора будет извлекатель гильз; а пройдя в самую глубь, я доберусь до куркового упора".
6
Порепетируйте прогулки по своей ментальной карте. Несколько раз в день сконцентрируйтесь на этой картине и пройдите весь путь от начала до конца. Чем больше вы будете тренироваться, тем лучше запомните.
7
Порепетируйте воспроизведение всего, что вы запомнили, благодаря этой ментальной карте. Работая над данным упражнением по визуализации информации, ваш мозг все лучше и лучше будет формировать "ключевую" визуализацию, но этого недостаточно – вам нужно запомнить отдельные компоненты данной подсказки. Попробуйте потренироваться в обратном порядке – начните со списка и проверьте, можете ли вы воспроизвести свою ментальную карту, или "ключ".
Комментариев нет:
Отправить комментарий